- Дополнительное образование во Владивостоке →
- Семейное консультирование
Семейное консультирование
Программа:
1 модуль
«Семейная система. Основные концепции».
Знакомство участников группы. Целеполагание группы – определение группового «контракта». Определение правил работы группы.
Исторические корни системного подхода. Идеи второго энергетического уровня (потребности системы).Современная системная семейная психотерапия (Минухин С., Фишман Ч., Сельвини Палаццоли М., Босколо Л., Чекин Дж., Прата Дж., Пэпп П., Шерман Р. Фредман Н.). Базовые понятия - система, функции, границы системы, символизм системы. Выделяются особенности и основные технические приемы работы с семьей как системой (прояснение символизма семьи, отмена символического значения симптома, восстановление границ и другие).
Символизм реакций, убеждений, ценностей - основа системных концепций в психологии (Минухин, Сельвини и др.). Смена парадигмы отношения к человеку: от представления индивида как свободного и независимого в своих решениях (экзистенциональный и гуманистический подходы) к индивиду как части (подсистемы) системы отношений, где индивид выступает как функция системы. Индивидуально-системный символизм как объект психотерапии! Двойные послания (Г. Бейтсон).
Основные положения структурного подхода к семье и работе с ней. Теория систем. Границы систем(Минухин Сальвадор). Семейные структуры и границы, нарушения границ. Большие и нуклеарные семьи с точки зрения структуры. Баланс энергетики в системе. Вклады в системе семьи. Перевернутые иерархические структуры. Аутсайдеры.
Границы системы и подсистем, отношения симблингов, смена ролевых позиций в семейной системе, обродителенный ребенок.
Треугольники. Структура и типы треугольников. Компенсация, замещение и спасение в системе отношений.
Системная диагностика семейных проблем и разработка терапевтической программы. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии. Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений. Избранные техники: домашнее задание, скульптура, рефлексирующая команда, циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов. Техники установления контакта со всей семьей.
2 модуль
«Работа с семейной историей. Основные динамики семьи».
Техники работы с множественными объектами. Работа с семейной парой. Работа в структуре ребенок-родитель. Смена символизма отношений: принципы, приемы, направления.
Циклы в семейной истории, коммуникативные циклы Нарушения: патологические циклы коммуникации, замещения объектов. Эмоциональная жизнь семьи: нарушения.
Исторический аспект семейной системы. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. Теория систем М. Боуэна. «Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Избранные техники: «Семейная реконструкция»: цели и области применения, техника и правила. Генограмма (цели и области применения, правила, основные символы и их использование, интервью с целью сбора информации, типы вопросов).
Теория семейного программирования. Повторение семьями друг друга. Повтор паттернов отношений, повтор событий, ценностное и иное программирование в семье. Анализ родительской семьи как часть диагноза. Старшенство рождения детей. Идея комплементарности брака.Тест Геринга.
Внутренний ребенок. Отработка контакта с внутренним ребенком. Упражнения детская фотография, значимые взрослые, запреты и поощрения. Медитация «встреча с внутренним ребенком».
Функциональное значение семейной проблемы. Функциональный анализ. Формирование терапевтической гипотезы. Отработка гипотезы в режиме «бархатного катка в семейном консультировании». Техника двух терапевтов. Терапевт за зеркалом.
Арт-терапевтические методы в работе с семейной структурой. Использование механизма проекции. Упражнение по работе с игрушками. Упражнение на метафору «спирали семьи». Двойные и тройные расстановки игрушек в работе с семьей как метафора переговорного процесса в семье.
Использование рисунка как метод диагностики и коррекции семейных отношений.
Семейные фотографии.
«Танцы с семьей» - идея метафоры семейной структуры и истории. Обострение эмоциональных паттернов. Анализ потребностной сферы членов семьи.
3 модуль
«Системная феноменология Берта Хеллингера»
Третий энергетический уровень (потребности поля). Концепция Б. Хэлленгера. Основные понятия - родовое пространство, порядок родового пространства. Энергия символизма, который в системе потерян. Потребности поля - стремление к целостности. Неосознаваемая глубокая идентификация в поле как объект психотерапии.
Признаки идентификации третьего уровня.
Базисные понятия, три «основы» существования здоровой «нормальной» семьи: Привязанность; Баланс между «давать» и «брать»; Порядок.
Привязанность как первоначальная любовь родителей к своим детям. Восстановление, возобновление ранее существовавшей любви у всех членов рода клиента.
Баланс между «давать» и «брать».Благодарность детей родителям как компенсацией отсутствия баланса между «давать» и «брать».
Порядок. Следование по старшинству. Следование своей роли. Представленность всех членов семьи в «родовом пространстве. Соблюдение вышеперечисленных правил должно наблюдаться во всех предыдущих поколениях (у родителей и предков).
Структурная семейная психотерапия в контексте субличностных взаимоотношений (время и пространство). Идеи пространственного представления членов семьи. Старшинство, мужское и женское, баланс вкладов, эмоциональная близость по Хелленгеру.
Поиск и отработка идентификации в ходе расстановок.
4 модуль
«Ресурсные расстановки в работе с семьей»
В семинаре будут представлены основные принципы ресурсного подхода проф. Коваленко, приведены отличительные черты и основные методические механизмы, которые лежат в основе ресурсной психотерапии. Автор покажет формы работы в этом подходе: ресурсная арт-терапия, голосотерапия, ресурсные расстановки.
Будет представлен систематизированный опыт работы с разным контингентом (семья, дети, взрослые и тд.) в русле ресурсной психотерапии, даны практические упражнения и методические рекомендации к использованию метода.
Семинар предназначен для психологов и других специалистов помогающих профессий, которые работают в индивидуальном консультировании и ведении терапевтических групп. Ресурсный подход применим для семейного и управленческого консультирования так как позволяет исследовать состояние ресурсов в системе отношений любой группы. Основой для данного авторского метода явились: система инстинктов человека, которая разработана с применением трудов А.А.Ухтомского, и В.И.Гарбузова, а так же результаты исследования автора в области перинатальной психологии в части формирования психосоматических связей в системе(семейной, социальной и др.).
Будет показаны принципиальные отличия ресурсных расстановок от системных расстановок по Хеленгеру.
Методологические основы:
Семья как живая система. Принципы существования и регуляции живых систем. Психофизиология и рефлексы. Модель инстинктов как ресурсов. Инстинктивный профиль как ресурсный потенциал человека в семейной системе.
Межпоколенные связи и хронические заболевания в семье, наследственные болезни. Психосоматический блок и его связь с семейной системой. Теория о психофизиологической доминанте. Конструктивные деструктивные доминанты.
Тренинг по работе с психосоматическим блоком. Голосовой тренинг – работа с базовыми ресурсами. Тренинг ресурсной расстановки семейной системы, имеющей психосоматически оформленные блоки( кризисные состояния, заболевания, конфликты, разрыв отношений и т.д.).
Ресурсная психотерапия включена в реестр методов психотерапии в ОППЛ(Психотерапевтическая Лига) как новая модальность.
1 модуль
«Семейная система. Основные концепции».
Знакомство участников группы. Целеполагание группы – определение группового «контракта». Определение правил работы группы.
Исторические корни системного подхода. Идеи второго энергетического уровня (потребности системы).Современная системная семейная психотерапия (Минухин С., Фишман Ч., Сельвини Палаццоли М., Босколо Л., Чекин Дж., Прата Дж., Пэпп П., Шерман Р. Фредман Н.). Базовые понятия - система, функции, границы системы, символизм системы. Выделяются особенности и основные технические приемы работы с семьей как системой (прояснение символизма семьи, отмена символического значения симптома, восстановление границ и другие).
Символизм реакций, убеждений, ценностей - основа системных концепций в психологии (Минухин, Сельвини и др.). Смена парадигмы отношения к человеку: от представления индивида как свободного и независимого в своих решениях (экзистенциональный и гуманистический подходы) к индивиду как части (подсистемы) системы отношений, где индивид выступает как функция системы. Индивидуально-системный символизм как объект психотерапии! Двойные послания (Г. Бейтсон).
Основные положения структурного подхода к семье и работе с ней. Теория систем. Границы систем(Минухин Сальвадор). Семейные структуры и границы, нарушения границ. Большие и нуклеарные семьи с точки зрения структуры. Баланс энергетики в системе. Вклады в системе семьи. Перевернутые иерархические структуры. Аутсайдеры.
Границы системы и подсистем, отношения симблингов, смена ролевых позиций в семейной системе, обродителенный ребенок.
Треугольники. Структура и типы треугольников. Компенсация, замещение и спасение в системе отношений.
Системная диагностика семейных проблем и разработка терапевтической программы. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии. Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений. Избранные техники: домашнее задание, скульптура, рефлексирующая команда, циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов. Техники установления контакта со всей семьей.
2 модуль
«Работа с семейной историей. Основные динамики семьи».
Техники работы с множественными объектами. Работа с семейной парой. Работа в структуре ребенок-родитель. Смена символизма отношений: принципы, приемы, направления.
Циклы в семейной истории, коммуникативные циклы Нарушения: патологические циклы коммуникации, замещения объектов. Эмоциональная жизнь семьи: нарушения.
Исторический аспект семейной системы. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. Теория систем М. Боуэна. «Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Избранные техники: «Семейная реконструкция»: цели и области применения, техника и правила. Генограмма (цели и области применения, правила, основные символы и их использование, интервью с целью сбора информации, типы вопросов).
Теория семейного программирования. Повторение семьями друг друга. Повтор паттернов отношений, повтор событий, ценностное и иное программирование в семье. Анализ родительской семьи как часть диагноза. Старшенство рождения детей. Идея комплементарности брака.Тест Геринга.
Внутренний ребенок. Отработка контакта с внутренним ребенком. Упражнения детская фотография, значимые взрослые, запреты и поощрения. Медитация «встреча с внутренним ребенком».
Функциональное значение семейной проблемы. Функциональный анализ. Формирование терапевтической гипотезы. Отработка гипотезы в режиме «бархатного катка в семейном консультировании». Техника двух терапевтов. Терапевт за зеркалом.
Арт-терапевтические методы в работе с семейной структурой. Использование механизма проекции. Упражнение по работе с игрушками. Упражнение на метафору «спирали семьи». Двойные и тройные расстановки игрушек в работе с семьей как метафора переговорного процесса в семье.
Использование рисунка как метод диагностики и коррекции семейных отношений.
Семейные фотографии.
«Танцы с семьей» - идея метафоры семейной структуры и истории. Обострение эмоциональных паттернов. Анализ потребностной сферы членов семьи.
3 модуль
«Системная феноменология Берта Хеллингера»
Третий энергетический уровень (потребности поля). Концепция Б. Хэлленгера. Основные понятия - родовое пространство, порядок родового пространства. Энергия символизма, который в системе потерян. Потребности поля - стремление к целостности. Неосознаваемая глубокая идентификация в поле как объект психотерапии.
Признаки идентификации третьего уровня.
Базисные понятия, три «основы» существования здоровой «нормальной» семьи: Привязанность; Баланс между «давать» и «брать»; Порядок.
Привязанность как первоначальная любовь родителей к своим детям. Восстановление, возобновление ранее существовавшей любви у всех членов рода клиента.
Баланс между «давать» и «брать».Благодарность детей родителям как компенсацией отсутствия баланса между «давать» и «брать».
Порядок. Следование по старшинству. Следование своей роли. Представленность всех членов семьи в «родовом пространстве. Соблюдение вышеперечисленных правил должно наблюдаться во всех предыдущих поколениях (у родителей и предков).
Структурная семейная психотерапия в контексте субличностных взаимоотношений (время и пространство). Идеи пространственного представления членов семьи. Старшинство, мужское и женское, баланс вкладов, эмоциональная близость по Хелленгеру.
Поиск и отработка идентификации в ходе расстановок.
4 модуль
«Ресурсные расстановки в работе с семьей»
В семинаре будут представлены основные принципы ресурсного подхода проф. Коваленко, приведены отличительные черты и основные методические механизмы, которые лежат в основе ресурсной психотерапии. Автор покажет формы работы в этом подходе: ресурсная арт-терапия, голосотерапия, ресурсные расстановки.
Будет представлен систематизированный опыт работы с разным контингентом (семья, дети, взрослые и тд.) в русле ресурсной психотерапии, даны практические упражнения и методические рекомендации к использованию метода.
Семинар предназначен для психологов и других специалистов помогающих профессий, которые работают в индивидуальном консультировании и ведении терапевтических групп. Ресурсный подход применим для семейного и управленческого консультирования так как позволяет исследовать состояние ресурсов в системе отношений любой группы. Основой для данного авторского метода явились: система инстинктов человека, которая разработана с применением трудов А.А.Ухтомского, и В.И.Гарбузова, а так же результаты исследования автора в области перинатальной психологии в части формирования психосоматических связей в системе(семейной, социальной и др.).
Будет показаны принципиальные отличия ресурсных расстановок от системных расстановок по Хеленгеру.
Методологические основы:
Семья как живая система. Принципы существования и регуляции живых систем. Психофизиология и рефлексы. Модель инстинктов как ресурсов. Инстинктивный профиль как ресурсный потенциал человека в семейной системе.
Межпоколенные связи и хронические заболевания в семье, наследственные болезни. Психосоматический блок и его связь с семейной системой. Теория о психофизиологической доминанте. Конструктивные деструктивные доминанты.
Тренинг по работе с психосоматическим блоком. Голосовой тренинг – работа с базовыми ресурсами. Тренинг ресурсной расстановки семейной системы, имеющей психосоматически оформленные блоки( кризисные состояния, заболевания, конфликты, разрыв отношений и т.д.).
Ресурсная психотерапия включена в реестр методов психотерапии в ОППЛ(Психотерапевтическая Лига) как новая модальность.
Данная учебная программа представлена в разделах:
Предмет | Психология |
Вид обучения | Повышение квалификации |
Форма обучения | Очная |
Продолжительность обучения | |
Стоимость | |
Объём курса в акад. часах | 200 ак. часов |
График занятий | |
Выдаваемый документ | |
Контактный телефон | |
Сайт | Показать |
Похожие учебные программы
-
Школа гуманитарных наук ДВФУ
г. Владивосток -
Желаете оставить отзыв?
- Дополнительное образование во Владивостоке →
- Семейное консультирование